Постановление Администрации города Лабытнанги от 07.11.2014 N 764 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2015 - 2017 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. № 764
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ
В соответствии со ст. 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 № 582, руководствуясь ст. 33 Устава муниципального образования город Лабытнанги, Администрация города Лабытнанги постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2015 - 2017 годы.
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Лабытнанги.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника муниципального учреждения "Департамент финансов Администрации города Лабытнанги" Пищугину Л.А.
Глава Администрации
О.Л.ЧЕРЕВКО
Утверждены
постановлением Администрации
города Лабытнанги
от 7 ноября 2014 г. № 764
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2015 - 2017 годы (далее - бюджетная и налоговая политика) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 № 582.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги (далее - муниципальное образование, город) осуществлена с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., на основании Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2012 г. № 1174-П.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа бюджетная и налоговая политика в 2015 - 2017 годах будет направлена на:
обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы городского округа Лабытнанги;
сохранение налогового потенциала;
повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах;
эффективное расходование бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;
повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги для участников бюджетного процесса в муниципальном образовании является определение основных подходов к формированию бюджета муниципального образования город Лабытнанги и сохранение социальной и экономической стабильности.
II. Основные итоги бюджетной и налоговой политики в 2013
году и первой половины 2014 года
В 2013 году бюджетная и налоговая политика муниципального образования реализовывалась в условиях реформирования бюджетного процесса, изменений в налоговом законодательстве.
Основными результатами реализации бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования город Лабытнанги свыше пяти лет с учетом социальной и публичной направленности расходов, формирование местного бюджета на основе муниципальных программ, переход к формированию муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
В условиях роста социальной нагрузки на бюджет основной задачей бюджетной политики в области расходов являлось повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
повышения качества бюджетного планирования на основе муниципальных программ городского округа исходя из планируемых и достигаемых результатов;
увязки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ, усиление контроля и ответственности за выполнение муниципальных заданий;
концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. и адресного решения социальных проблем;
безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.
В 2014 году продолжилась реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений. На сегодняшний день не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия, в рамках которой должны быть определены предельные объемы расходов на реализацию каждой программы в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров. Действующие муниципальные программы пока не смогли стать инструментом, с помощью которого можно было бы существенно сократить расходы бюджета муниципального образования город Лабытнанги и выявить "скрытые резервы" на долгосрочную перспективу.
По результатам 2013 года в местный бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 727 854 тыс. руб., что выше на 6,6% в сравнении с 2012 годом.
Фактическая доля безвозмездных поступлений в 2013 году из других бюджетов бюджетной системы составила 82,5%, что ниже уровня 2012 года на 3,3%.
В течение 2013 года и первого полугодия 2014 года по налоговым и неналоговым поступлениям наблюдалось снижение определенных доходов. Так, из-за изменения кадастровой стоимости земельных участков снизилось поступление в бюджет земельного налога и арендной платы за землю. В связи с уменьшением с 1 января 2014 года норматива отчислений в местный бюджет с 40% до 30% по налогу на доходы физических лиц произошло снижение данного налога. Также из местного бюджета в федеральный бюджет переданы доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.
В результате чего за I полугодие 2014 года к аналогичному периоду прошлого года объем налоговых, неналоговых доходов снизился на 14%, или на 52 180 тыс. руб.
В целях сокращения задолженности и увеличения объема неналоговых доходов местного бюджета в муниципальном образовании постановлением Администрации города Лабытнанги от 24.06.2013 № 409 утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Лабытнанги на 2013 год, в 2014 году постановлением Администрации города Лабытнанги от 27.02.2014 № 339 утвержден План мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2013 - 2016 годы (далее - План мероприятий).
Программой повышения эффективности бюджетных расходов и Планом мероприятий, в рамках выполнения основных задач по направлению "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета", предусмотрены мероприятия по сокращению задолженности и повышению собираемости налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет.
В ходе реализации мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, главными администраторами доходов бюджета муниципального образования город Лабытнанги в 2013 году и первой половине 2014 года:
выявлено 2 неучтенных объекта недвижимости, подлежащих оформлению в муниципальную собственность для дальнейшего включения их в прогнозный план приватизации или передачи в аренду;
выявлено 3 земельных участка, права на которые в установленном порядке не зарегистрированы. В настоящее время оформляется право собственности на данные земельные участки;
заключено 125 договоров аренды земельных участков для размещения гаражей на временных гаражных площадках;
направлено 767 претензий о погашении имеющейся задолженности на сумму 33 926 тыс. руб. В отношении неплательщиков подготовлено и направлено в суд 232 исковых заявления о взыскании задолженности перед бюджетом на сумму 24 590 тыс. руб. Вынесено 144 судебных решений на сумму 14 247 тыс. руб.
Нецелевое использование арендаторами объектов муниципальной собственности не допускалось.
На постоянной основе проводится мониторинг действующих муниципальных правовых актов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на их соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
Ежегодно проводится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам.
Результатом работы, направленной на сокращение объемов незавершенного строительства, в 2013 году проведено 5 заседаний и в первой половине 2014 года 3 заседания специально образованной Комиссии, сумма списания составила 159 900,8 тыс. рублей и 117 718,3 тыс. рублей соответственно.
С 2014 года в бюджет муниципального образования переданы налоговые доходы от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации в окружной бюджет, по дифференцированным нормативам в размере 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа от указанного налога. Данные доходы являются одним из источников формирования муниципального дорожного фонда.
В 2013 году бюджет муниципального образования сохранил социальную направленность. Расходы в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной политики, физической культуры и спорта в 2013 году увеличились в сравнении с 2012 годом на 10% и составили 54% от общего объема расходов бюджета.
В 2013 году на территории муниципального образования реализованы 41 федеральная, окружная и муниципальная долгосрочная целевая программа на общую сумму 459 870 тыс. рублей, или 9,9 процентов расходов бюджета муниципального образования.
Муниципальное образование с 2013 года приняло единый вектор с Ямало-Ненецким автономным округом реализации бюджетной политики - направление на поэтапное внедрение новых методов управления бюджетом, а именно переход к программному бюджету. С этой целью, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрацией города в 2013 году проведена подготовительная работа: внесены соответствующие изменения в Порядок о бюджетном процессе в муниципальном образовании, утверждены перечень муниципальных программ муниципального образования и Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.
Бюджет муниципального образования на 2014 год и плановый период сформирован и утвержден в программном формате. Утверждено 16 муниципальных программ, объем бюджетных ассигнований которых составил 4 235 606 тыс. рублей, или 96% общего объема расходов местного бюджета.
За счет средств местного, окружного и федерального бюджетов в целях поддержки субъектов малого предпринимательства в 2013 году на мероприятие "Предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" 8 субъектам оказана поддержка на сумму 2181,5 тыс. рублей.
За первую половину 2014 года по результатам проведенного конкурса "Предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" финансовую поддержку получили три индивидуальных предпринимателя на общую сумму 900 тыс. рублей.
В рамках проводимой бюджетной политики, в целях улучшения качества жизни населения и увеличения доходов работников бюджетной сферы в 2013 году произведена индексация заработной платы с 01 октября 2013 г. на 3%.
В 2013 году была продолжена и упорядочена работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", которым определены параметры поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы. С целью обеспечения реализации и контроля подготовлена соответствующая нормативная база, в Администрации города создана рабочая группа по контролю за поэтапным повышением заработной платы работников бюджетной сферы на территории муниципального образования город Лабытнанги. Для снижения дополнительной финансовой нагрузки проводится работа по развитию предоставления муниципальными учреждениями платных услуг, привлечения других внебюджетных источников.
По итогам 2013 года оценка организации бюджетного процесса в муниципальном образовании соответствует всем требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, соблюдаются все нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, исполняются условия, предусмотренные Соглашением о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования город Лабытнанги, заключенные между департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальным образованием город Лабытнанги.
III. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики на 2015 - 2017 годы в муниципальном образовании город Лабытнанги сформированы в соответствии с целями и задачами в области налоговой политики на 2015 - 2017 годы, утвержденными Правительством Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.
Важной задачей налоговой политики на 2015 - 2017 годы является реализация на территории муниципального образования мер, направленных на обеспечение стимулирующей роли налоговой системы, поддержания уровня налоговой нагрузки на экономически обоснованном уровне, обеспечивающим комфортные условия для развития бизнеса, повышения налогового потенциала в муниципальном образовании город Лабытнанги.
Исходя из того, что налоговые доходы бюджета муниципального образования на 98% сформированы в основном из федеральных и региональных налогов и лишь на 2% из местных налогов, налоговая политика в основном определяется органами государственной власти. Доходы бюджета муниципального образования формируются с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
Так, например, в связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации с 2015 года в бюджет муниципального образования в большем объеме поступят:
государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
государственная пошлина за совершение действий уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанных с выдачей документов о проведении государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним, государственной регистрацией мототранспортных средств, прицепов, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, выдачей удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность;
государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления городского округа специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджеты городских округов.
Вместе с тем исполнительными органами государственной власти автономного округа подготовлен проект закона автономного округа о признании утратившим силу с 1 января 2015 г. Закона автономного округа от 24 декабря 2012 г. № 143-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в связи с чем государственная пошлина за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в настоящий момент поступающая в бюджет муниципального образования город Лабытнанги, с 1 января 2015 г. будет поступать в окружной бюджет.
Также основной задачей является сокращение задолженности и увеличение объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в муниципальном образовании. В этой связи будет продолжена реализация мероприятий, направленных на увеличение поступлений данных доходов, таких как:
а) реализация мероприятий по увеличению доходной базы муниципального образования по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе:
проведение работы по расширению налоговой базы по имущественным налогам, путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов;
создание условий для жилищного строительства на территории муниципального образования город Лабытнанги;
обеспечение заключения договоров аренды с владельцами гаражей, расположенных на временных гаражных площадках;
разработка и утверждение плана проведения проверок соблюдения на территории муниципального образования земельного законодательства;
проведение разъяснительной работы среди граждан и организаций по оформлению документов и государственной регистрации прав на недвижимость;
б) взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами и администраторами неналоговых доходов в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки, усиление ответственности администраторов местного уровня за исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом;
в) ведение претензионной работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам;
г) подготовка и направление в соответствующую комиссию материалов по признанию задолженности безнадежной к взысканию и ее списание;
д) рассмотрение вопросов по сокращению недоимки и мобилизации доходов городского бюджета на комиссии по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Лабытнанги.
Мероприятия, направленные на сохранение и развитие налогового потенциала города Лабытнанги, должны обеспечить формирование собственной устойчивой доходной базы бюджета городского округа.
Необходимо совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти продолжить работу по увеличению и легализации заработной платы, своевременной ее выплате, а также оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, создавать благоприятные условия для их деятельности.
Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала становится оптимизация налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки их действия. Результаты оценки применения налоговых льгот в 2013 - 2014 годах показали их социальную, экономическую и бюджетную эффективность. В связи с этим планируется сохранить на 2015 год все действующие налоговые льготы по местным налогам и продолжить мероприятия по осуществлению их мониторинга.
Доходная база муниципального образования не способна в среднесрочной перспективе обеспечить аккумулирование средств, в полной мере достаточных для решения вопросов местного значения. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования в 2015 - 2017 годах будет происходить на основе законодательно утвержденных методик распределения средств из фондов финансовой поддержки городских округов в автономном округе.
IV. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика муниципального образования на 2015 - 2017 годы формируется в условиях увеличения макроэкономических рисков, вызванных нестабильностью мировой политической обстановки, что уже прослеживалось при формировании и исполнении бюджета предыдущего бюджетного цикла.
Уязвимость экономической составляющей муниципального образования обусловлена высокой степенью зависимости от объемов межбюджетных трансфертов: за последние три года доля межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов составляла 2012 год - 85,8%, 2013 год - 82,5%, план на 2014 год - 86,4%.
В следующем бюджетном цикле бюджетная политика муниципального образования, как и бюджетная политика автономного округа, должна обеспечить преемственность целей и задач бюджетной политики предыдущего планового периода, которая ориентирована на сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, повышение качества жизни населения, создание стимулов для устойчивого роста экономики города.
Проведение ее должно быть с постоянным мониторингом по недопущению (минимизации) рисков, связанных с формированием и исполнением бюджета города.
Бюджетная политика в области оказания социальной помощи нуждающимся категориям населения останется безусловным приоритетом. Перед органами местного самоуправления стоит основная задача улучшения уровня жизни населения.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан должны осуществляться исходя из принципа адресности и нуждаемости.
Бюджетная политика муниципального образования должна развиваться по следующим направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы города;
повышение качества формирования и исполнения бюджетов;
повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
оптимизация сети муниципальных учреждений и их численности;
совершенствование системы оплаты труда;
обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов;
совершенствование муниципального финансового контроля;
повышение качества в области муниципального управления.
Данный комплекс мер не является исчерпывающим. Бюджетная политика муниципального образования должна быть гибкой к возможному увеличению рисков, иметь механизмы мониторинга ситуации в бюджетном секторе и обладать инструментами по оперативному реагированию на изменение ситуации путем разработки дополнительных мер по минимизации негативных последствий, возникающих рисков.
1. Формирование параметров местного бюджета должно отдавать приоритет исполнению действующих обязательств. Внесение предложений по принятию новых расходных обязательств необходимо рассматривать исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра муниципальных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии оптимизации имеющихся расходов по соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Учитывая, что проект бюджета на 2015 - 2017 годы будет формироваться в условиях снижения объемов доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств, связанных с реализацией Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, все участники бюджетного процесса должны отнестись к формированию исполнению бюджета с должной степенью ответственности. Практику наращивания расходов необходимо прекратить.
Вместе с тем следует установить бюджетные ограничения по объему роста расходов, поскольку ситуация наращивания бюджетных расходов без поступлений дополнительных доходов станет причиной увеличения объема муниципального долга муниципального образования, что является недопустимой.
2. Устойчивость бюджетной системы муниципального образования неразрывно связана с качеством формирования и исполнения бюджета.
С 2014 года таким инструментом является формирование бюджета в программном формате (бюджетирование, ориентированное на результат). Распределение средств в рамках программ повысит обоснованность (целеполагание) на этапе формирования бюджета, обеспечит прозрачность для общества и возможность для оценки эффективности направления расходов при достижении заданных целей.
При формировании и корректировке программ заказчики и исполнители должны в полной мере обеспечить реалистичность планируемых мероприятий, увязку их с финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении соответствующих главных распорядителей бюджетных средств, и нести ответственность за достижение конечного результата. При этом, учитывая, что исполнение полномочий будет осуществляться в жестких финансовых условиях, расширить полномочия главных распорядителей бюджетных средств по перераспределению бюджетных средств внутри программы без привлечения дополнительных средств. Этим же принципам должны соответствовать и другие программно-целевые инструменты, в частности "дорожные карты" изменений в социальной сфере, которые должны быть скоординированы по срокам реализации мероприятий, объемам финансирования и темпам достижения целевых показателей по оплате труда.
В настоящее время программы фактически имеют статус документов стратегического планирования.
Процесс реализации программ необходимо сделать формализованным, т.е. должен быть обеспечен процесс увязки программ с программным обеспечением, внедренным на территории муниципального образования согласно выполнению государственного контракта, заказчиком которого является департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
В то же время, учитывая важное значение муниципальных программ в социально-экономической жизни общества, необходимо одновременно с рассмотрением проекта местного бюджета обеспечить максимально широкое публичное обсуждение программ, в том числе в части бюджетных расходов.
3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
С 2011 года в муниципальном образовании 29 муниципальных учреждений оказывают 21 муниципальную услугу по пяти сферам.
С 2014 года формирование муниципальных программ неотъемлемо содержит в себе предоставление муниципальных услуг, что направлено на удовлетворение потребностей населения, результатом чего должно быть улучшение качества жизни населения.
В настоящее время отсутствует Порядок изучения мнения населения о предоставляемых муниципальных услугах муниципальными учреждениями. Таким образом, одним из приоритетов бюджетной политики муниципального образования в среднесрочной перспективе является необходимость более активно внедрить механизм изучения мнения населения о муниципальных услугах и генерировать в стадию повышения эффективности и конкурентоспособности оказания муниципальных услуг.
За последние годы проделана большая работа в данном направлении, при этом надо понимать, что резервы в совершенствовании механизма оказания муниципальных услуг и повышения их эффективности имеются.
В связи с изменениями бюджетного законодательства и в целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации к 01 февраля 2015 г. необходимо разработать и утвердить:
порядок формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг;
перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального образования;
привести в соответствие нормативы затрат на оказание муниципальных услуг (работ) и порядок их применения при формировании местного бюджета.
4. Оптимизация сети муниципальных учреждений и их численности.
Следует отметить, что редкие случаи оптимизации бюджетной сети в предыдущие годы (реорганизация, ликвидация и т.п.) существенной экономии бюджетных средств не принесли. По-прежнему остро стоит вопрос о целесообразности дальнейшего существования ряда муниципальных учреждений в том виде, а также объеме по численности, финансам и т.д.
Актуальность и очевидность данной задачи по оптимизации бюджетной сети обязана быть реализована в среднесрочной перспективе, начиная с 2015 года. Необходимо провести инвентаризацию бюджетной сети, численности муниципальных учреждений, и результаты принятых мер будут способствовать сокращению бюджетных расходов. Высвободившиеся средства в первоочередном порядке будут направляться на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы, вложению инвестиций в развитие различных сфер города, обновлению основных средств в целях более качественного оказания муниципальных услуг, повышению квалификации работников учреждений, развитие кадрового потенциала города.
Для реализации данной задачи каждым главным распорядителем бюджетных средств должны быть проведены такие мероприятия.
5. Совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе.
В предстоящем среднесрочном периоде продолжится реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Необходимо завершить переход к полномасштабному применению в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта" в отношении каждого работника, исходя из необходимости повышения оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы.
Кроме того, в рамках перехода к "эффективному контракту" необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
В целях выполнения мероприятий Указов в автономном округе реализуется комплекс мероприятий по поэтапному достижению целевых ориентиров повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.
К 2017 году запланировано достижение целевых показателей повышения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольного и дополнительного образования, образовательных учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, работников учреждений культуры.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться прежде всего внутренние резервы муниципальных учреждений, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности, которую в предстоящем периоде можно и нужно выводить на более доходный уровень.
Кроме того, Администрации города Лабытнанги и отраслевым (функциональным) органам Администрации города Лабытнанги, осуществляющим от имени муниципального образования город Лабытнанги полномочия учредителя муниципальных учреждений, в рамках перехода к "эффективному контракту" необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей данных муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
6. Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
Прозрачность и открытость муниципальных финансов является реальным инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств.
На сегодняшний день механизмы взаимосвязи населения и власти в этом направлении позволяют, но не всегда полноценно, влиять на бюджетный процесс в связи с особенностями раскрытой информации. Совершенствование данного направления бюджетной политики должно осуществляться по следующим направлениям:
создание условий для получения гражданами в открытом доступе и в полном объеме актуальных данных, связанных с осуществлением бюджетного процесса;
обеспечение информацией в доступной для граждан форме;
разработка и внедрение механизмов взаимодействия с гражданами по бюджетным вопросам, в рамках которых определены процедуры принятия решений и их влияния на эти решения.
В целях достижения положительного результата в вопросах открытости бюджетного процесса, в среднесрочной перспективе, необходимо осуществить следующие мероприятия:
повышение финансовой грамотности населения муниципального образования, путем размещения в Интернет-сети информации о разрабатываемых проектах муниципальных правовых актов в сфере управления муниципальными финансами, проект местного бюджета, обеспечение участия граждан в обсуждении проектов муниципальных правовых актов и опубликование результатов данных общественных обсуждений, публикация бюджетной отчетности по форме и содержанию доступной к пониманию не только специалистов в области финансовой деятельности, но и простых граждан;
обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, путем освещения основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики муниципального образования;
размещение публичных сведений о фактических результатах деятельности муниципальных учреждений, в части отчетов о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества за отчетный финансовый год, сведений о контрольных мероприятиях и их результатах, баланса учреждения за отчетный финансовый год.
В связи с этим необходимо далее совершенствовать информационные системы, в целях создания единого информационного пространства, которое позволит обеспечить потребность жителей в получении актуальной информации в области муниципальных финансов. Граждане и бизнес должны знать направление налогов, которые ими уплачиваются, соответственно требуется высокий уровень прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
7. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля с переориентацией его на оценку и аудит эффективности исполнения муниципальных программ.
Бюджетная прозрачность - необходимое, но недостаточное условие для эффективного использования бюджетных средств. Для этого также нужна система муниципального финансового контроля, способная своевременно выявлять и предотвращать бюджетные правонарушения.
Внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг, переход на программно-целевой принцип формирования бюджета требуют переориентации финансового контроля с проверки целевого использования средств на контроль за эффективностью их использования, анализ достигнутых результатов выполнения муниципальных программ.
Законодательной новацией стало установление четкого соответствия между перечнем нарушений и мерами ответственности за их совершение. Прежде всего, поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации устранили правовой пробел и ввели понятие "бюджетное нарушение". Значительно увеличились размеры административных штрафов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в финансово-бюджетной сфере, установлено наказание в виде дисквалификации, предусматривающее, что муниципальные служащие в случае нарушения бюджетного законодательства могут быть лишены права занимать должности муниципальной службы на определенный срок.
Изменениями в федеральное законодательство значительно упорядочены и расширены бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в части осуществления контроля, введено исчерпывающее определение муниципального финансового контроля, четко разграничены и уточнены контрольные полномочия всех органов власти, а также сформирована система ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства.
Внесение изменений в федеральное законодательство повлекло разработку муниципальных правовых актов, регулирующих порядки осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В процессе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании нарабатывается практика использования новых документов - предписаний и представлений, привлечения к административной ответственности за нарушения в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, применения бюджетных мер принуждения при выявлении бюджетных правонарушений.
С учетом принятых изменений в законодательстве значительно усилится роль финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа выполнения муниципальными учреждениями муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг.
Деятельность в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
усиление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
повышение действенности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств;
создание и развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого органами местного самоуправления, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
выработку единой методики осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
внедрение системы мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности;
обеспечение координации осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
обеспечение координации внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для муниципальных нужд.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит получить объективную оценку их эффективности и результативности.
8. Бюджетная политика в области муниципального управления будет направлена на оптимизацию деятельности органов местного самоуправления в части исключения дублирования функций и полномочий, реализацию механизмов противодействия коррупции, повышение эффективности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Лабытнанги, повышение уровня финансового управления в органах местного самоуправления путем повышения ответственности органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.
Все перечисленные направления бюджетной политики муниципального образования невозможно развивать без участия в них субъектов бюджетного планирования в муниципальном образовании, в связи с чем субъектам бюджетного планирования необходимо обеспечить выполнение поставленных задач в сфере управления муниципальными финансами.
В итоге бюджетная и налоговая политика на 2015 - 2017 годы должна быть нацелена на улучшение условий жизни муниципального образования город Лабытнанги, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития городского округа, продолжение работы по инвентаризации и оптимизации состава имущества казны муниципального образования, повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности, следовательно, по всем направлениям бюджетной и налоговой политики предстоит большая, многоуровневая работа всех органов местного самоуправления.
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. № 764
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ
В соответствии со ст. 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 № 582, руководствуясь ст. 33 Устава муниципального образования город Лабытнанги, Администрация города Лабытнанги постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2015 - 2017 годы.
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Лабытнанги.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника муниципального учреждения "Департамент финансов Администрации города Лабытнанги" Пищугину Л.А.
Глава Администрации
О.Л.ЧЕРЕВКО
Утверждены
постановлением Администрации
города Лабытнанги
от 7 ноября 2014 г. № 764
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2015 - 2017 годы (далее - бюджетная и налоговая политика) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Лабытнанги, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.02.2014 № 582.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги (далее - муниципальное образование, город) осуществлена с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., на основании Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2012 г. № 1174-П.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа бюджетная и налоговая политика в 2015 - 2017 годах будет направлена на:
обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы городского округа Лабытнанги;
сохранение налогового потенциала;
повышение эффективности функционирования бюджетного сектора экономики в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах;
эффективное расходование бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;
повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Лабытнанги для участников бюджетного процесса в муниципальном образовании является определение основных подходов к формированию бюджета муниципального образования город Лабытнанги и сохранение социальной и экономической стабильности.
II. Основные итоги бюджетной и налоговой политики в 2013
году и первой половины 2014 года
В 2013 году бюджетная и налоговая политика муниципального образования реализовывалась в условиях реформирования бюджетного процесса, изменений в налоговом законодательстве.
Основными результатами реализации бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования город Лабытнанги свыше пяти лет с учетом социальной и публичной направленности расходов, формирование местного бюджета на основе муниципальных программ, переход к формированию муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
В условиях роста социальной нагрузки на бюджет основной задачей бюджетной политики в области расходов являлось повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
повышения качества бюджетного планирования на основе муниципальных программ городского округа исходя из планируемых и достигаемых результатов;
увязки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ, усиление контроля и ответственности за выполнение муниципальных заданий;
концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. и адресного решения социальных проблем;
безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.
В 2014 году продолжилась реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности деятельности муниципальных учреждений. На сегодняшний день не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия, в рамках которой должны быть определены предельные объемы расходов на реализацию каждой программы в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров. Действующие муниципальные программы пока не смогли стать инструментом, с помощью которого можно было бы существенно сократить расходы бюджета муниципального образования город Лабытнанги и выявить "скрытые резервы" на долгосрочную перспективу.
По результатам 2013 года в местный бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 727 854 тыс. руб., что выше на 6,6% в сравнении с 2012 годом.
Фактическая доля безвозмездных поступлений в 2013 году из других бюджетов бюджетной системы составила 82,5%, что ниже уровня 2012 года на 3,3%.
В течение 2013 года и первого полугодия 2014 года по налоговым и неналоговым поступлениям наблюдалось снижение определенных доходов. Так, из-за изменения кадастровой стоимости земельных участков снизилось поступление в бюджет земельного налога и арендной платы за землю. В связи с уменьшением с 1 января 2014 года норматива отчислений в местный бюджет с 40% до 30% по налогу на доходы физических лиц произошло снижение данного налога. Также из местного бюджета в федеральный бюджет переданы доходы от денежных взысканий (штрафов) за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.
В результате чего за I полугодие 2014 года к аналогичному периоду прошлого года объем налоговых, неналоговых доходов снизился на 14%, или на 52 180 тыс. руб.
В целях сокращения задолженности и увеличения объема неналоговых доходов местного бюджета в муниципальном образовании постановлением Администрации города Лабытнанги от 24.06.2013 № 409 утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Лабытнанги на 2013 год, в 2014 году постановлением Администрации города Лабытнанги от 27.02.2014 № 339 утвержден План мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию долговой политики муниципального образования город Лабытнанги на 2013 - 2016 годы (далее - План мероприятий).
Программой повышения эффективности бюджетных расходов и Планом мероприятий, в рамках выполнения основных задач по направлению "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета", предусмотрены мероприятия по сокращению задолженности и повышению собираемости налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет.
В ходе реализации мероприятий, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, главными администраторами доходов бюджета муниципального образования город Лабытнанги в 2013 году и первой половине 2014 года:
выявлено 2 неучтенных объекта недвижимости, подлежащих оформлению в муниципальную собственность для дальнейшего включения их в прогнозный план приватизации или передачи в аренду;
выявлено 3 земельных участка, права на которые в установленном порядке не зарегистрированы. В настоящее время оформляется право собственности на данные земельные участки;
заключено 125 договоров аренды земельных участков для размещения гаражей на временных гаражных площадках;
направлено 767 претензий о погашении имеющейся задолженности на сумму 33 926 тыс. руб. В отношении неплательщиков подготовлено и направлено в суд 232 исковых заявления о взыскании задолженности перед бюджетом на сумму 24 590 тыс. руб. Вынесено 144 судебных решений на сумму 14 247 тыс. руб.
Нецелевое использование арендаторами объектов муниципальной собственности не допускалось.
На постоянной основе проводится мониторинг действующих муниципальных правовых актов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц на их соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
Ежегодно проводится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам.
Результатом работы, направленной на сокращение объемов незавершенного строительства, в 2013 году проведено 5 заседаний и в первой половине 2014 года 3 заседания специально образованной Комиссии, сумма списания составила 159 900,8 тыс. рублей и 117 718,3 тыс. рублей соответственно.
С 2014 года в бюджет муниципального образования переданы налоговые доходы от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации в окружной бюджет, по дифференцированным нормативам в размере 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа от указанного налога. Данные доходы являются одним из источников формирования муниципального дорожного фонда.
В 2013 году бюджет муниципального образования сохранил социальную направленность. Расходы в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной политики, физической культуры и спорта в 2013 году увеличились в сравнении с 2012 годом на 10% и составили 54% от общего объема расходов бюджета.
В 2013 году на территории муниципального образования реализованы 41 федеральная, окружная и муниципальная долгосрочная целевая программа на общую сумму 459 870 тыс. рублей, или 9,9 процентов расходов бюджета муниципального образования.
Муниципальное образование с 2013 года приняло единый вектор с Ямало-Ненецким автономным округом реализации бюджетной политики - направление на поэтапное внедрение новых методов управления бюджетом, а именно переход к программному бюджету. С этой целью, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрацией города в 2013 году проведена подготовительная работа: внесены соответствующие изменения в Порядок о бюджетном процессе в муниципальном образовании, утверждены перечень муниципальных программ муниципального образования и Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.
Бюджет муниципального образования на 2014 год и плановый период сформирован и утвержден в программном формате. Утверждено 16 муниципальных программ, объем бюджетных ассигнований которых составил 4 235 606 тыс. рублей, или 96% общего объема расходов местного бюджета.
За счет средств местного, окружного и федерального бюджетов в целях поддержки субъектов малого предпринимательства в 2013 году на мероприятие "Предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" 8 субъектам оказана поддержка на сумму 2181,5 тыс. рублей.
За первую половину 2014 года по результатам проведенного конкурса "Предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела" финансовую поддержку получили три индивидуальных предпринимателя на общую сумму 900 тыс. рублей.
В рамках проводимой бюджетной политики, в целях улучшения качества жизни населения и увеличения доходов работников бюджетной сферы в 2013 году произведена индексация заработной платы с 01 октября 2013 г. на 3%.
В 2013 году была продолжена и упорядочена работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", которым определены параметры поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы. С целью обеспечения реализации и контроля подготовлена соответствующая нормативная база, в Администрации города создана рабочая группа по контролю за поэтапным повышением заработной платы работников бюджетной сферы на территории муниципального образования город Лабытнанги. Для снижения дополнительной финансовой нагрузки проводится работа по развитию предоставления муниципальными учреждениями платных услуг, привлечения других внебюджетных источников.
По итогам 2013 года оценка организации бюджетного процесса в муниципальном образовании соответствует всем требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, соблюдаются все нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, исполняются условия, предусмотренные Соглашением о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования город Лабытнанги, заключенные между департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальным образованием город Лабытнанги.
III. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики на 2015 - 2017 годы в муниципальном образовании город Лабытнанги сформированы в соответствии с целями и задачами в области налоговой политики на 2015 - 2017 годы, утвержденными Правительством Российской Федерации и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.
Важной задачей налоговой политики на 2015 - 2017 годы является реализация на территории муниципального образования мер, направленных на обеспечение стимулирующей роли налоговой системы, поддержания уровня налоговой нагрузки на экономически обоснованном уровне, обеспечивающим комфортные условия для развития бизнеса, повышения налогового потенциала в муниципальном образовании город Лабытнанги.
Исходя из того, что налоговые доходы бюджета муниципального образования на 98% сформированы в основном из федеральных и региональных налогов и лишь на 2% из местных налогов, налоговая политика в основном определяется органами государственной власти. Доходы бюджета муниципального образования формируются с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
Так, например, в связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации с 2015 года в бюджет муниципального образования в большем объеме поступят:
государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
государственная пошлина за совершение действий уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанных с выдачей документов о проведении государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним, государственной регистрацией мототранспортных средств, прицепов, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, выдачей удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность;
государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления городского округа специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджеты городских округов.
Вместе с тем исполнительными органами государственной власти автономного округа подготовлен проект закона автономного округа о признании утратившим силу с 1 января 2015 г. Закона автономного округа от 24 декабря 2012 г. № 143-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в связи с чем государственная пошлина за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в настоящий момент поступающая в бюджет муниципального образования город Лабытнанги, с 1 января 2015 г. будет поступать в окружной бюджет.
Также основной задачей является сокращение задолженности и увеличение объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в муниципальном образовании. В этой связи будет продолжена реализация мероприятий, направленных на увеличение поступлений данных доходов, таких как:
а) реализация мероприятий по увеличению доходной базы муниципального образования по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе:
проведение работы по расширению налоговой базы по имущественным налогам, путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов;
создание условий для жилищного строительства на территории муниципального образования город Лабытнанги;
обеспечение заключения договоров аренды с владельцами гаражей, расположенных на временных гаражных площадках;
разработка и утверждение плана проведения проверок соблюдения на территории муниципального образования земельного законодательства;
проведение разъяснительной работы среди граждан и организаций по оформлению документов и государственной регистрации прав на недвижимость;
б) взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами и администраторами неналоговых доходов в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки, усиление ответственности администраторов местного уровня за исполнение всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом;
в) ведение претензионной работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам;
г) подготовка и направление в соответствующую комиссию материалов по признанию задолженности безнадежной к взысканию и ее списание;
д) рассмотрение вопросов по сокращению недоимки и мобилизации доходов городского бюджета на комиссии по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов в муниципальном образовании город Лабытнанги.
Мероприятия, направленные на сохранение и развитие налогового потенциала города Лабытнанги, должны обеспечить формирование собственной устойчивой доходной базы бюджета городского округа.
Необходимо совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти продолжить работу по увеличению и легализации заработной платы, своевременной ее выплате, а также оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, создавать благоприятные условия для их деятельности.
Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала становится оптимизация налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки их действия. Результаты оценки применения налоговых льгот в 2013 - 2014 годах показали их социальную, экономическую и бюджетную эффективность. В связи с этим планируется сохранить на 2015 год все действующие налоговые льготы по местным налогам и продолжить мероприятия по осуществлению их мониторинга.
Доходная база муниципального образования не способна в среднесрочной перспективе обеспечить аккумулирование средств, в полной мере достаточных для решения вопросов местного значения. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования в 2015 - 2017 годах будет происходить на основе законодательно утвержденных методик распределения средств из фондов финансовой поддержки городских округов в автономном округе.
IV. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика муниципального образования на 2015 - 2017 годы формируется в условиях увеличения макроэкономических рисков, вызванных нестабильностью мировой политической обстановки, что уже прослеживалось при формировании и исполнении бюджета предыдущего бюджетного цикла.
Уязвимость экономической составляющей муниципального образования обусловлена высокой степенью зависимости от объемов межбюджетных трансфертов: за последние три года доля межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов составляла 2012 год - 85,8%, 2013 год - 82,5%, план на 2014 год - 86,4%.
В следующем бюджетном цикле бюджетная политика муниципального образования, как и бюджетная политика автономного округа, должна обеспечить преемственность целей и задач бюджетной политики предыдущего планового периода, которая ориентирована на сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, повышение качества жизни населения, создание стимулов для устойчивого роста экономики города.
Проведение ее должно быть с постоянным мониторингом по недопущению (минимизации) рисков, связанных с формированием и исполнением бюджета города.
Бюджетная политика в области оказания социальной помощи нуждающимся категориям населения останется безусловным приоритетом. Перед органами местного самоуправления стоит основная задача улучшения уровня жизни населения.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан должны осуществляться исходя из принципа адресности и нуждаемости.
Бюджетная политика муниципального образования должна развиваться по следующим направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы города;
повышение качества формирования и исполнения бюджетов;
повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
оптимизация сети муниципальных учреждений и их численности;
совершенствование системы оплаты труда;
обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов;
совершенствование муниципального финансового контроля;
повышение качества в области муниципального управления.
Данный комплекс мер не является исчерпывающим. Бюджетная политика муниципального образования должна быть гибкой к возможному увеличению рисков, иметь механизмы мониторинга ситуации в бюджетном секторе и обладать инструментами по оперативному реагированию на изменение ситуации путем разработки дополнительных мер по минимизации негативных последствий, возникающих рисков.
1. Формирование параметров местного бюджета должно отдавать приоритет исполнению действующих обязательств. Внесение предложений по принятию новых расходных обязательств необходимо рассматривать исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра муниципальных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии оптимизации имеющихся расходов по соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Учитывая, что проект бюджета на 2015 - 2017 годы будет формироваться в условиях снижения объемов доходов с одновременным увеличением объема расходных обязательств, связанных с реализацией Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, все участники бюджетного процесса должны отнестись к формированию исполнению бюджета с должной степенью ответственности. Практику наращивания расходов необходимо прекратить.
Вместе с тем следует установить бюджетные ограничения по объему роста расходов, поскольку ситуация наращивания бюджетных расходов без поступлений дополнительных доходов станет причиной увеличения объема муниципального долга муниципального образования, что является недопустимой.
2. Устойчивость бюджетной системы муниципального образования неразрывно связана с качеством формирования и исполнения бюджета.
С 2014 года таким инструментом является формирование бюджета в программном формате (бюджетирование, ориентированное на результат). Распределение средств в рамках программ повысит обоснованность (целеполагание) на этапе формирования бюджета, обеспечит прозрачность для общества и возможность для оценки эффективности направления расходов при достижении заданных целей.
При формировании и корректировке программ заказчики и исполнители должны в полной мере обеспечить реалистичность планируемых мероприятий, увязку их с финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении соответствующих главных распорядителей бюджетных средств, и нести ответственность за достижение конечного результата. При этом, учитывая, что исполнение полномочий будет осуществляться в жестких финансовых условиях, расширить полномочия главных распорядителей бюджетных средств по перераспределению бюджетных средств внутри программы без привлечения дополнительных средств. Этим же принципам должны соответствовать и другие программно-целевые инструменты, в частности "дорожные карты" изменений в социальной сфере, которые должны быть скоординированы по срокам реализации мероприятий, объемам финансирования и темпам достижения целевых показателей по оплате труда.
В настоящее время программы фактически имеют статус документов стратегического планирования.
Процесс реализации программ необходимо сделать формализованным, т.е. должен быть обеспечен процесс увязки программ с программным обеспечением, внедренным на территории муниципального образования согласно выполнению государственного контракта, заказчиком которого является департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
В то же время, учитывая важное значение муниципальных программ в социально-экономической жизни общества, необходимо одновременно с рассмотрением проекта местного бюджета обеспечить максимально широкое публичное обсуждение программ, в том числе в части бюджетных расходов.
3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
С 2011 года в муниципальном образовании 29 муниципальных учреждений оказывают 21 муниципальную услугу по пяти сферам.
С 2014 года формирование муниципальных программ неотъемлемо содержит в себе предоставление муниципальных услуг, что направлено на удовлетворение потребностей населения, результатом чего должно быть улучшение качества жизни населения.
В настоящее время отсутствует Порядок изучения мнения населения о предоставляемых муниципальных услугах муниципальными учреждениями. Таким образом, одним из приоритетов бюджетной политики муниципального образования в среднесрочной перспективе является необходимость более активно внедрить механизм изучения мнения населения о муниципальных услугах и генерировать в стадию повышения эффективности и конкурентоспособности оказания муниципальных услуг.
За последние годы проделана большая работа в данном направлении, при этом надо понимать, что резервы в совершенствовании механизма оказания муниципальных услуг и повышения их эффективности имеются.
В связи с изменениями бюджетного законодательства и в целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации к 01 февраля 2015 г. необходимо разработать и утвердить:
порядок формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг;
перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями муниципального образования;
привести в соответствие нормативы затрат на оказание муниципальных услуг (работ) и порядок их применения при формировании местного бюджета.
4. Оптимизация сети муниципальных учреждений и их численности.
Следует отметить, что редкие случаи оптимизации бюджетной сети в предыдущие годы (реорганизация, ликвидация и т.п.) существенной экономии бюджетных средств не принесли. По-прежнему остро стоит вопрос о целесообразности дальнейшего существования ряда муниципальных учреждений в том виде, а также объеме по численности, финансам и т.д.
Актуальность и очевидность данной задачи по оптимизации бюджетной сети обязана быть реализована в среднесрочной перспективе, начиная с 2015 года. Необходимо провести инвентаризацию бюджетной сети, численности муниципальных учреждений, и результаты принятых мер будут способствовать сокращению бюджетных расходов. Высвободившиеся средства в первоочередном порядке будут направляться на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы, вложению инвестиций в развитие различных сфер города, обновлению основных средств в целях более качественного оказания муниципальных услуг, повышению квалификации работников учреждений, развитие кадрового потенциала города.
Для реализации данной задачи каждым главным распорядителем бюджетных средств должны быть проведены такие мероприятия.
5. Совершенствование системы оплаты труда в бюджетном секторе.
В предстоящем среднесрочном периоде продолжится реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Необходимо завершить переход к полномасштабному применению в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта" в отношении каждого работника, исходя из необходимости повышения оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы.
Кроме того, в рамках перехода к "эффективному контракту" необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
В целях выполнения мероприятий Указов в автономном округе реализуется комплекс мероприятий по поэтапному достижению целевых ориентиров повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.
К 2017 году запланировано достижение целевых показателей повышения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольного и дополнительного образования, образовательных учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, работников учреждений культуры.
В качестве финансового источника мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетном секторе должны использоваться прежде всего внутренние резервы муниципальных учреждений, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности, которую в предстоящем периоде можно и нужно выводить на более доходный уровень.
Кроме того, Администрации города Лабытнанги и отраслевым (функциональным) органам Администрации города Лабытнанги, осуществляющим от имени муниципального образования город Лабытнанги полномочия учредителя муниципальных учреждений, в рамках перехода к "эффективному контракту" необходимо активнее внедрять инструменты, повышающие прозрачность оплаты труда руководителей данных муниципальных учреждений, позволяющие установить зависимость заработной платы руководителя от качества работы самого учреждения и средней заработной платы его персонала.
6. Повышение прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
Прозрачность и открытость муниципальных финансов является реальным инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств.
На сегодняшний день механизмы взаимосвязи населения и власти в этом направлении позволяют, но не всегда полноценно, влиять на бюджетный процесс в связи с особенностями раскрытой информации. Совершенствование данного направления бюджетной политики должно осуществляться по следующим направлениям:
создание условий для получения гражданами в открытом доступе и в полном объеме актуальных данных, связанных с осуществлением бюджетного процесса;
обеспечение информацией в доступной для граждан форме;
разработка и внедрение механизмов взаимодействия с гражданами по бюджетным вопросам, в рамках которых определены процедуры принятия решений и их влияния на эти решения.
В целях достижения положительного результата в вопросах открытости бюджетного процесса, в среднесрочной перспективе, необходимо осуществить следующие мероприятия:
повышение финансовой грамотности населения муниципального образования, путем размещения в Интернет-сети информации о разрабатываемых проектах муниципальных правовых актов в сфере управления муниципальными финансами, проект местного бюджета, обеспечение участия граждан в обсуждении проектов муниципальных правовых актов и опубликование результатов данных общественных обсуждений, публикация бюджетной отчетности по форме и содержанию доступной к пониманию не только специалистов в области финансовой деятельности, но и простых граждан;
обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, путем освещения основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики муниципального образования;
размещение публичных сведений о фактических результатах деятельности муниципальных учреждений, в части отчетов о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества за отчетный финансовый год, сведений о контрольных мероприятиях и их результатах, баланса учреждения за отчетный финансовый год.
В связи с этим необходимо далее совершенствовать информационные системы, в целях создания единого информационного пространства, которое позволит обеспечить потребность жителей в получении актуальной информации в области муниципальных финансов. Граждане и бизнес должны знать направление налогов, которые ими уплачиваются, соответственно требуется высокий уровень прозрачности бюджета и бюджетного процесса.
7. Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля с переориентацией его на оценку и аудит эффективности исполнения муниципальных программ.
Бюджетная прозрачность - необходимое, но недостаточное условие для эффективного использования бюджетных средств. Для этого также нужна система муниципального финансового контроля, способная своевременно выявлять и предотвращать бюджетные правонарушения.
Внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг, переход на программно-целевой принцип формирования бюджета требуют переориентации финансового контроля с проверки целевого использования средств на контроль за эффективностью их использования, анализ достигнутых результатов выполнения муниципальных программ.
Законодательной новацией стало установление четкого соответствия между перечнем нарушений и мерами ответственности за их совершение. Прежде всего, поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации устранили правовой пробел и ввели понятие "бюджетное нарушение". Значительно увеличились размеры административных штрафов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в финансово-бюджетной сфере, установлено наказание в виде дисквалификации, предусматривающее, что муниципальные служащие в случае нарушения бюджетного законодательства могут быть лишены права занимать должности муниципальной службы на определенный срок.
Изменениями в федеральное законодательство значительно упорядочены и расширены бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в части осуществления контроля, введено исчерпывающее определение муниципального финансового контроля, четко разграничены и уточнены контрольные полномочия всех органов власти, а также сформирована система ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства.
Внесение изменений в федеральное законодательство повлекло разработку муниципальных правовых актов, регулирующих порядки осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В процессе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании нарабатывается практика использования новых документов - предписаний и представлений, привлечения к административной ответственности за нарушения в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, применения бюджетных мер принуждения при выявлении бюджетных правонарушений.
С учетом принятых изменений в законодательстве значительно усилится роль финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа выполнения муниципальными учреждениями муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг.
Деятельность в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
усиление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
повышение действенности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств;
создание и развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого органами местного самоуправления, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
выработку единой методики осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
внедрение системы мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности;
обеспечение координации осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
обеспечение координации внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для муниципальных нужд.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит получить объективную оценку их эффективности и результативности.
8. Бюджетная политика в области муниципального управления будет направлена на оптимизацию деятельности органов местного самоуправления в части исключения дублирования функций и полномочий, реализацию механизмов противодействия коррупции, повышение эффективности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Лабытнанги, повышение уровня финансового управления в органах местного самоуправления путем повышения ответственности органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.
Все перечисленные направления бюджетной политики муниципального образования невозможно развивать без участия в них субъектов бюджетного планирования в муниципальном образовании, в связи с чем субъектам бюджетного планирования необходимо обеспечить выполнение поставленных задач в сфере управления муниципальными финансами.
В итоге бюджетная и налоговая политика на 2015 - 2017 годы должна быть нацелена на улучшение условий жизни муниципального образования город Лабытнанги, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития городского округа, продолжение работы по инвентаризации и оптимизации состава имущества казны муниципального образования, повышение эффективности использования объектов муниципальной собственности, следовательно, по всем направлениям бюджетной и налоговой политики предстоит большая, многоуровневая работа всех органов местного самоуправления.
------------------------------------------------------------------