Постановление Администрации г. Ноябрьска от 09.06.2014 N П-601 "Об утверждении Порядка организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск"



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. № П-601

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечения равных возможностей в реализации прав детей на дополнительное образование в условиях дифференцированной многовариативной системы образования, руководствуясь Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе", Уставом муниципального образования город Ноябрьск, Администрация города Ноябрьска постановляет:
1. Утвердить Порядок организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города от 30.03.2012 № П-316 "Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального образования город Ноябрьск".
3. Управляющему делами Администрации города Ноябрьска (Дьяченко Е.Л.) обеспечить опубликование настоящего постановления в городской общественно-политической газете "Северная вахта".
4. Начальнику отдела информатизации Администрации города Ноябрьска (Потупало В.И.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте Администрации города Ноябрьска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Сиренко В.Н.

И.о. Главы Администрации города
В.С.КАМЫШ





Приложение

Утвержден
постановлением Администрации города
от 09.06.2014 № П-601

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск (далее по тексту - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" и устанавливает порядок организации предоставления дополнительного образования детей (за исключением предоставления дополнительного образования детей в организациях регионального значения) на территории муниципального образования город Ноябрьск.
1.2. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения принципа равных возможностей в реализации прав детей на дополнительное образование в условиях дифференцированной многовариативной системы образования.
1.3. Реализацию полномочий Администрации города Ноябрьска по организации предоставления дополнительного образования детей (далее - ДОД) в муниципальных образовательных учреждениях (за исключением ДОД, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории муниципального образования город Ноябрьск осуществляет департамент образования Администрации города Ноябрьска в пределах своей компетенции.
1.4. Образовательное учреждение осуществляет организацию предоставления ДОД на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
1.5. ДОД в образовательном учреждении является равноправным взаимодополняющим компонентом базового образования и предназначено для педагогически целесообразной занятости детей и молодежи в их свободное (внеучебное) время. ДОД организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого учащегося.
1.6. ДОД является составной частью системы образования в муниципальном образовании город Ноябрьск.
1.7. Для предоставления ДОД в образовательном учреждении Ноябрьским городским департаментом по имуществу Администрации города Ноябрьска закрепляются за ними материальные объекты муниципальной собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения) на праве оперативного управления.
1.8. Объединения ДОД могут создаваться в общеобразовательных учреждениях и учреждениях ДОД.
1.9. ДОД в образовательном учреждении осуществляется на основании приказа руководителя образовательного учреждения.
1.10. Образовательная деятельность в образовательном учреждении по дополнительным образовательным программам должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
1.11. Прием детей в объединения ДОД образовательного учреждения осуществляется на основе свободного выбора детьми и (или) их родителями (законными представителями) образовательной области и образовательных программ. При приеме детей образовательное учреждение обязано ознакомить ребенка и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и с другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса ДОД. Правила приема в образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, на обучение по дополнительным образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, учреждением, осуществляющим образовательную деятельность самостоятельно.
1.12. Структура ДОД определяется целями и задачами образовательного учреждения, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ.
1.13. Финансирование организации предоставления ДОД осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск в соответствии с муниципальным заданием образовательного учреждения.

2. Цели и задачи предоставления дополнительного образования
детей

2.1. Целями организации предоставления ДОД является удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом совершенствовании.
2.2. Задачами предоставления ДОД являются:
- развитие творческих способностей детей;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- организация свободного времени;
- удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом;
- профессиональная ориентация.

3. Типы образовательных учреждений,
реализующих дополнительные образовательные программы

Типы образовательных учреждений, в которых реализуется ДОД:
- дошкольные учреждения;
- общеобразовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- учреждения дополнительного образования.

4. Содержание образовательного процесса дополнительного
образования детей

4.1. Содержание ДОД в образовательном учреждении определяется образовательной программой. Образовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
В образовательном учреждении реализуются программы ДОД:
а) различного уровня (дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
б) различных направленностей (художественной, физкультурно-спортивной, технической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественно-научной).
4.2. Занятия в объединениях ДОД могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены два и более педагога, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.
4.3. Содержание ДОД определяется следующими образовательными программами:
- примерными (типовыми, рекомендованными Министерством образования и науки РФ);
- модифицированными (адаптированными);
- авторскими.
При необходимости возможно проведение эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе образовательных учреждений экспериментальных площадок.
4.4. Педагогические работники образовательных учреждений могут самостоятельно разрабатывать дополнительные образовательные программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других организаций ДОД в соответствии с лицензией. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности.
4.5. Формы и методы реализации дополнительных образовательных программ, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом в соответствии с Уставом образовательного учреждения, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий образовательного учреждения, что отражается в пояснительной записке дополнительной образовательной программы.

5. Организация предоставления дополнительного образования
детей

5.1. Образовательное учреждение по организации предоставления дополнительного образования детей обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме дополнительных образовательных программ, соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников образовательного учреждения;
3) соблюдать права и свободы учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников образовательного учреждения.
5.2. ДОД осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ ДОД и учебно-тематических планов, утвержденных руководителем образовательной организации.
5.3. Учебный год в образовательном учреждении начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Во время каникул образовательный процесс продолжается (если это предусмотрено дополнительными образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности. Состав учащихся в этот период может быть переменным.
5.4. Расписание занятий в объединениях ДОД составляется с учетом СанПиН и того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной деятельности учащихся, и учитывает сменность занятий (I или II смена) в образовательном учреждении.
5.5. Расписание занятий ДОД составляется в начале учебного года администрацией образовательного учреждения по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. Расписание занятий ДОД утверждается руководителем образовательного учреждения. Перенос занятий или изменение расписания занятий ДОД производится только с согласия администрации образовательного учреждения и оформляется документально. В каникулярный период занятия ДОД проводятся по специальному расписанию.
5.6. Возрастной состав детей, которые могут посещать объединения ДОД, составляет от 5 до 18 лет.
5.7. Списочный состав детских объединений ДОД составляет:
- на первом году обучения - 10 - 15 человек;
- на втором году обучения - 10 - 12 человек;
- на третьем и последующих годах обучения - 8 - 10 человек.
5.8. Продолжительность занятий ДОД и их количество в неделю определяются дополнительной образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности учащихся в образовательном учреждении.
5.9. Численный и возрастной состав объединения, продолжительность занятий зависят и от направленности дополнительных образовательных программ. Каждый учащийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направленность обучения. Заниматься в нескольких объединениях, менять их, но посещать более 2 объединений не рекомендуется. Рекомендуемая кратность посещения занятий ДОД одного профиля - не более двух раз в неделю.
5.10. Содержание ДОД и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой. С учащимися с ограниченными возможностями здоровья могут проводиться индивидуальные занятия, как в образовательном учреждении, так и по месту жительства.
5.11. ДОД осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, группы, театры) (далее - объединения). В работе объединения, при наличии условий и согласия педагога, могут принимать участие родители (законные представители), без включения в списочный состав.
5.12. Зачисление детей в объединения ДОД осуществляется на срок, предусмотренный для освоения дополнительной образовательной программы.
5.13. Занятия ДОД в образовательных учреждениях начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 час. В образовательных учреждениях при наличии двух смен занятий перерыв между сменами составляет не менее одного часа для уборки и проветривания помещений.
5.14. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в образовательных учреждениях по дополнительным образовательным программам в учебные дни - не более 2-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4-х академических часов в день.
5.15. Продолжительность академического часа занятий ДОД составляет 40 - 45 минут, для детей в возрасте 5 - 7 лет - 30 мин. Расписание занятий ДОД должно предусматривать перерыв между занятиями 10 минут, учебные нагрузки не должны превышать:
- 5 - 7 лет - 2 раза в неделю по 1 - 2 часам, не более 4 часов;
- с 1-го по 4-е классы - 2 - 3 раза в неделю по 2 часа, не более 6 часов;
- с 5-х по 8-е классы - 2 - 4 раза в неделю по 2 часа, не более 8 часов;
- с 9-го по 11-е классы - 3 раза в неделю по 2 часа или 3 раза по 3 часа, не более 9 часов.
5.16. Программы и учебные планы ДОД, разработанные педагогами образовательного учреждения, рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются руководителем образовательного учреждения.
5.17. В соответствии с дополнительной образовательной программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции. Занятия могут проводиться как со всем составом объединения, так и по подгруппам или индивидуально.
5.18. Дополнительные образовательные программы реализуются образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации дополнительных образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
5.19. Образовательные учреждения формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.20. Образовательное учреждение вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательного учреждения деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления учащихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
5.21. В образовательном учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса ДОД, форм и методов обучения, повышение воспитательного потенциала учащихся и педагогического мастерства педагогов.
5.22. Образовательное учреждение может оказывать помощь другим образовательным учреждениям в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
5.23. Оценка уровня и качество подготовки учащихся по дополнительным образовательным программам проводится по результатам соревнований, смотров, конкурсов, олимпиад, выставок, итоговых занятий.
5.24. Освоение дополнительной образовательной программы, в том числе отдельной ее части (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, программой и в порядке, установленном образовательным учреждением.
5.25. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися дополнительной образовательной программы.
5.26. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки учащихся.
5.27. Итоговая аттестация, завершающая освоение дополнительных образовательных программ, проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательным учреждением.
5.28. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим дополнительные образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими учреждениями самостоятельно.


------------------------------------------------------------------